Информационная безопасность

Для того, чтобы использовать возможности интернета во благо, а не в разрушение, взрослым важно знать, каким образом негативные, опасные вещи из реальной жизни попадают в сеть «Интернет», угрожая при этом психологическому благополучию и даже жизни детей.

Роль родителя в обеспечении безопасности своего ребенка трудно переоценить: так же, как в раннем возрасте мы учим ребенка ходить, огибать препятствия и внимательно смотреть под ноги, нам необходимо научить его «ходить» и по сети «Интернет» - уверенно и спокойно, понимая, и осознавая все риски. Иными словами, научить осознанному выбору и технике безопасности, также, как и в реальной жизни.

В течение последних лет развитие интернета шло стремительно: от информационной системы, аккумулирующей данные и выдающей их в соответствии с запросами, до сложнейшей структуры, самостоятельно формирующей запросы, потребности и цели, и обладающей практически безграничными возможностями влияния на пользователя, становясь симулятором человеческой психики.

В своих целях разные интернет-платформы используют и злоумышленники. Особенно, когда вкрадчиво и очень настойчиво их ловят на эмоциональные «крючки», подмечая уязвимости и играя на: «Тебе грустно? Тебя никто не понимает? Я знаю, что поможет…».

Зачастую взрослые не знают, как относиться к такой информации: игнорировать угрозы, не обращать на них внимания или же бросаться спасать своих детей любой ценой? А ведь именно от реакции близких, от их умения вовремя распознать опасность, от их искреннего желания поддержать ребенка зависит его психологическое благополучие, а нередко и сама жизнь. Чтобы предотвратить возможную беду, мы должны знать, по каким причинам подростки подвержены рискам, какие факторы эти риски провоцируют, и что могут и должны сделать родители, чтобы не допустить фатального исхода в жизни своих детей.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАГЛЯДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, КАК САМИМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ТАК И В ОТНОШЕНИИ НИХ

 

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ?

 

Подростковый   возраст  - это период изменений и в организме, и в психике человека. Меняется тело, меняется восприятие мира, отношение к себе и окружающим. В этот период ребенок становится особенно восприимчивым и беззащитным перед всякого рода деструктивными влияниями. Понимание и поддержка родителя становится для него спасительным кругом и твердой опорой для гармоничного развития и успешной социализации.

Какие изменения происходят у ребенка:

  • Физиологические и гормональные изменения, которые приводят к эмоциональной лабильности.
  • Ребенок не понимает, что смена настроения зависит от работы его гуморальной системы, он думает, что его настроение зависит от внешних обстоятельств (что он не хорош, его не принимают, не понимают и т.д.).
  • Часто это приводит к негативной трактовке внешних событий и зацикливанию на депрессивных эмоциях с резкими вспышками агрессии и отвержения.
  • Нет еще четкого представления о себе, ранимость.
  • Обостренное восприятие себя, своего окружения.
  • С одной стороны, стремление к независимости, с другой стороны, необходимость принадлежать к группе (поиск группы, где понимают, принимают, поддерживают). Острое желание нравиться.
  • Крайность суждений, категоричность.
  • Очень большое значение придается общению.

 

РИСКИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

 

Помимо внутренних сложностей, с которыми сталкивается подросток в силу своего возраста, необходимо отметить значительное давление информационного потока. И в этом отношении современным детям сложнее, чем предыдущим поколениям: нагрузка   на   нервную   систему   подростка   возросла   многократно, а перспектива остаться вне информационного потока вызывает сильную тревогу. Создатели контента умело используют эту тревогу в своих целях, постоянно увеличивая его «производство», создавая огромное количество фильмов, видео, картинки, нескончаемые новостные «ленты» в социальных сетях, игры.

Интернет пронизывает и личную жизнь подростка: здесь они знакомятся, общаются, переживают яркие и драматические моменты. Противостоять технологическому прогрессу невозможно, поэтому необходимо выработать и освоить правила, по которым существование в интернет-пространстве будет безопасным и эффективным для подрастающего поколения.

Более 70 % детей не могут обходиться без смартфона, к 16-18 годам процент увеличивается до 85%

Около 1/3 детей проводят свое время с телефоном все свободное время

Половина детей признается, что скрывает от родителей, что-то о своей интернет жизни. Это сайты, на которые они заходят, фильмы/сериалы и т.д.

 

У трети родителей возникают конфликты с детьми 11-14 лет по поводу онлайн-жизни

73% родителей контролируют действия детей в сети в возрасте 4-6 лет, детей 7-10 лет контролирует 50% родителей

 

43 % детей младшей школы и 95% детей средней школы имеют страницу в социальных сетях

Подростки, находясь в сети «Интернет», зачастую не осознают всех рисков, которые могут их подстерегать. Она дает ощущение ложной защищенности и свободы. Можно спрятаться на «фейковом» аккаунте и думать, что твои действия останутся безнаказанными, а ты не уловимым. Это иллюзия, о которой надо рассказать детям.

 

ОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 

  • Вовлечение в опасные группы и движения
  • Буллинг (травля) в интернете
  • Домогательство, педофилия
  • Завладение личной информацией или материалами с целью шантажа
  • Кража паролей/аккаунтов в социальных сетях или играх
  • Зависимость от социальных сетей
  • Зависимость от сетевых игр, «серфингом», онлайн-казино;
  • Доступность материалов, предназначенных для старшей аудитории;
  • Фишинг(создание сайтов-двойников с целью наживы во время покупки товаров или услуг)
  • Нежелательные покупки и многое другое

 

КАКИЕ ОШИБКИ СОВЕРШАЮТ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 

  • 58% школьников указывают на странице свой реальный возраст
  • 39% ‒ номер школы
  • 29% ‒ фото, на которых видна обстановка в квартире
  • 23% ‒ информацию о родителях и родственниках
  • 10% указывают геолокацию
  • 7% указывают домашний адрес и мобильный телефон

 

Кроме того, 50% школьников признались, что знакомятся с новыми людьми через социальные сети.

Больше 50% школьников в социальных сетях получают приглашения дружить от незнакомых людей, 34% - от незнакомых взрослых.

40% детей подтвердили, что оставить сообщение на стене в социальной сети может кто угодно.

Больше одной трети детей встречались с людьми, с которыми познакомились в социальных сетях.

 

Согласно данным «Лаборатории Касперского»

 

КАК ПРОИСХОДИТ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ГРУППЫ В ИНТЕРНЕТЕ?

 

Самое простое, чем можно привлечь подростка, - это игра. В игры в детстве играли все, игры кажутся абсолютно безопасными, создается ощущение, что из них можно беспрепятственно выйти. В этом заключается первое и самое важное заблуждение. Иллюзия безопасности и любопытство становятся ступенькой входа в игру.

Игра начинается после публикации сообщения «куратора» игры, который объясняет ее правила и запреты: «никому не говорить об этой игре», «всегда выполнять мои задания, каким бы оно не было», «за невыполнение любого задания ты исключаешься из игры навсегда и тебя ждут плохие последствия».

Далее дается список заданий на каждый день или же они идут последовательно, по мере их выполнения. Например, задания, связанные с нанесением себе физического вреда, непосредственно с китами («нарисовать кита на листочке») и страхом («целый день смотреть страшные видео») или же забраться на крышу высотных зданий, или просыпаться каждый день в 4.20 и слушать музыку, смотреть видео и т.д.

В случае, если ребенок выполняет все задания, ему внушают чувство исключительности, что его могут понять только те, кто посвящен в данную игру, остальные не достойны его внимания. Как правило, это заставляет участников игры идти до конца.

Если подросток, почувствовав опасность, совершает попытки покинуть игру, кураторы не позволяют это сделать, угрожая, что располагают сведениями о его IP-адресе и могут получить полную информацию о месте жительства, телефоне и списке родственников, причинив им реальный вред. Ребенок начинает бояться, верить в то, что сам виноват в случившемся, и, как правило, не знает к кому обратиться за помощью.

 

Примеры деструктивных групп в сети «Интернет»:

 

Ультра движение – ультрас, А.У.Е.1, A.C.A.B.2, около-футбола, лесное движение, хулиганы – вовлечены более 6 миллионов человек (из них более 1 миллиона подростков);

Анархизм – вовлечены более 697 тысяч пользователей;

Девиантное поведение, в том числе шок-контент – вовлечены более 630 тысяч пользователей;

Убийства, серийные убийства, пытки – группы о маньяках, серийных убийцах – вовлечены более 300 тысяч пользователей;

Сатанизм – вовлечены более 150 тысяч пользователей;

Наркомания – вовлечены более 80 тысяч пользователей;

Нацизм – вовлечены более 48 тысяч пользователей;

Скулшутинг –  массовые расстрелы в школах – вовлечены более 18 тысяч пользователей.

*По данным «Лаборатории интеллектуального анализа больших данных социальных медиа» ЦНТИ МФТИ, «Крибрум», разработчика платформы многофакторного мониторинга социальных медиа врежиме

реального времени и Центра компетенций по анализу соцмедиа

 

 

Кибербуллинг – это травля в интернете: намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных, как правило, в течение продолжительного периода времени.

 

 

33% детей так или иначе     сталкиваются с кибербуллингом

  • Механизмы травли в реальности и травли в сети «Интернет» похожи, но кибербуллинг опаснее тем, что может происходить круглосуточно, от него не скроешься и не уйдешь домой.
  • Дети, которые особенно страдают от кибербуллинга, видят особую ценность и значимость в социальных сетях, поэтому не могут выйти или просто удалить их.

Поводы для буллинга могут быть любыми (особенности внешнего вида и здоровья (низкий или высокий, худой или толстый, веснушки, акне, плохое зрение, дефект речи, цвет кожи, цвет волос) или характера ребенка (тихоня или выскочка), социальный статус его семьи (бедные или, наоборот, зажиточные), умственные способности (слишком умный или слишком глупый) и многие другие. Вызвать на себя реакцию агрессии может любой человек, и поэтому важно помнить, что:

 

  • Жертва не виновата в том, что ее травят. В ситуации буллинга виноват только агрессор и тот, кто ситуацию «подпитывает»: группа поддержки агрессора, бездействующие свидетели травли.
  • Родитель может и должен прекратить травлю. Для этого задействуются разные структуры: от руководства школы до правоохранительных органов.
  • Чем раньше родитель узнает о травле ребенка, тем лучше. Поэтому так важно иметь доверительные отношения и поддерживать у ребенка уверенность в том, что он может рассчитывать на помощь в любых обстоятельствах.

 

Домогательство, педофилия, завладение личной информацией или материалами с целью шантажа и кража паролей.

Как с этим бороться?

 

Родителям важно донести до ребенка следующие правила:

  • Не публиковать в социальных сетях информацию, по которой твое местонахождение можно узнать (адрес, номер школы и др.);
  • Держать страницу закрытой, в настройках разрешить отправку сообщений только друзьям и друзьям друзей;
  • Не идти на контакт с незнакомцами (и помнить, что даже за безобидной страницей сверстника может скрываться педофил);
  • Не встречаться в реальности с незнакомцами из социальных сетей;
  • Не высылать никому материалы, которые можно использовать для шантажа (например, пикантные фото, по которым тебя легко опознать);
  • Отказывать - нормально. Не нужно бояться обидеть собеседника, если он просит сделать что-то неприятное для тебя;
  • Создавать сложные   пароли, различные для каждой социальной сети и электронной почты.     Хранить пароли в надежном месте. Менять их с периодичностью 2-3 месяца. Настроить двухэтапную аутентификацию;
  • Обращаться за помощью, если не справляешься с ситуацией. Как и во всех предыдущих ситуациях, крайне важно поддерживать атмосферу доверия в отношениях. Инструменты шантажа и манипуляции работают тогда, когда понимание того, что о ситуации узнают родители, вызывает у подростка ужас.

 

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПОДРОСТОК УЖЕ ВОВЛЕЧЕН ВО ЧТО-ТО ОПАСНОЕ?

 

О наличии опасности могут говорить следующие признаки:

  • резкое изменение внешнего вида, фона настроения и поведения, подросток ведет себя нетипично (становится раздраженным, скрытным, погруженным в мысли или наоборот, находится в возбужденном состоянии);
  • резкое падение успеваемости;
  • трата денег на неизвестные вам цели;
  • наличие синяков, порезов, ссадин, порванной одежды;
  • частое отсутствие дома по неизвестным вам причинам;
  • частый выход в интернет, особенно – ночью.
  • нежелание подростка обсуждать с вами группы в социальных сетях, в которых он состоит, и свои действия в ней;
  • ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами, создание страниц - «фейков»;
  • выполнение различных заданий и их видеозапись;
  • появление на страницах в социальных сетях записей, картинок, музыки и видео подозрительного для вас содержания, хэштегов «заглушить душевную боль физической», «ненавижу всех», «лифты несут людей в небеса», «40 кг», «Ана», «Мия» и др. Подростки часто публикуют подобное в попытке обратить на себя внимание. Эти признаки необходимо замечать.

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ОБЕЗОПАСИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ОТ РИСКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ?

 

Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет-рисками родителям необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является участие родителей в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «онлайн-мир» ребенка.

 

 

Что делать

НЕ рекомендуется!

 

 

 

 

 

 

 

  • Вешать ярлыки на ребенка.
  • Обвинять и стыдить ребенка (например, фразы «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл и т.д.).
  • Придираться и «пилить» ребенка.
  • Угрожать ребенку.
  • Требовать от ребенка поспешных изменений.
  • Сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!».).

 

Избегайте осуждающих комментариев в таких сферах как:

 

 

 

 

  • Современные технологии, интернет
  • Игры и их производители
  • Интернет-серверы
  • Друзья ребенка и другие дети
  • Родители друзей ребенка
  • Школа
  • Гены

 

 

Что делать НУЖНО!

 

  • Наблюдайте за своими детьми внимательно и с интересом.
  • Постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят, что хотят.
  • Поставьте себя на их место.
  • Проявите искреннее любопытство и интерес к их онлайн-жизни.
  • Присоединитесь к ним в их интересах.
  • Не принижайте их   виртуальную жизнь (она   так   же реальна для   них, как и их «настоящая» жизнь).
  • Не уменьшайте важность интернета и других   передовых технологий. Это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать.
  • Не запрещайте сеть «Интернет» (если это вообще возможно).
  • Договоритесь о временных лимитах и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей.
  • Предлагайте оффлайновые действия, которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо) онлайн-деятельности.

 

 

 

Присоединяйтесь к своему ребенку:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Попросите его/ее показать Вам, что ему/ей нравится в сети «Интернет».
  2. Проявляйте уважение к их интересам.
  3. Просите, чтобы они показали Вам, как это работает.
  4. Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас.

*Это может показаться отталкивающим, или склоняющим к интернет-зависимости, но это также может быть каналом для начала диалога с ребенком. Ведь Вы как взрослый можете установить время для игры, можете объяснять все опасности и трудности, поджидающие играющего в интернете, а значит, можете контролировать и учить этому ребенка!

  • Узнайте     игру,    чтобы     Вы     понимали     временные     параметры и взаимоотношения в игре.
  • Осознать: для планирования онлайн-активности может  потребоваться  2-3 часа, а для самого действия - еще 1-2 часа.
  • Совместно установите лимиты времени в день.
  • Дети могут заранее спланировать даты и время игр/нахождения в сети.
  • Смотрите или играйте со своими детьми.
  • Не используйте игру в качестве вознаграждения за «хорошее поведение».

 

Моделируйте и учите:

 

  1. Как соблюдать умеренность и баланс.
  2. Как корректировать дисбаланс.

Необходимо обучать детей 12+ навыкам самоконтроля, чтобы они могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома.

 

 

Объясните ребенку:

  • В сети, как и в жизни могут встретиться разные люди и разная информация.
  • Не все люди приходят с хорошими намерениями и нужно научиться от них защищаться.
  • Как мы не даем всем ключи от своего дома, и не приглашаем всех к себе домой, так же и в интернете работают эти же правила.
  • Общие правила безопасности, которые работают в оффлайн, работают и онлайн.
  • Объясните ребенку, что не нужно бояться просить помощи у взрослых.

 

Примеры интернет-ресурсов для родителей по безопасному использованию сети «Интернет».

iProtectYouPro — программа-фильтр интернета, позволяет родителям ограничивать по разным параметрам сайты, просматриваемые детьми ресурсы.

KidsControl — программа предназначена для ограничения доступа детей к нежелательным интернет-ресурсам, а также для контроля времени нахождения в сети.

MipkoTimeSheriff — действия в социальных сетях — это одна из полезнейших функций программы, в основную задачу которой входит фиксация факта входа с наблюдаемого компьютера на страницы различных социальных сетей. В момент открытия сайта социальной сети в любом браузере приложение делает скриншот и сохраняет его. Снимки с экрана создаются и в момент перехода пользователя по ссылкам в пределах соцсети или при использовании тех или иных функций - загрузка фотографий, воспроизведение видео, отправка сообщений и т.д.

NetPoliceLite — родительский контроль — запрет посещения сайтов определенных категорий (сайты для взрослых, ненормативная лексика и т.п.).

ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗОР — программа содержит уникальные вручную проверенные "белые списки", включающие все безопасные отечественные сайты и основные иностранные ресурсы. Программа надежно защищена.

KasperskySafeKids  контроль времени использования устройства, мониторинг активности в Facebook и ВКонтакте, данные о местонахождении ребёнка и заряде батареи устройства.

 

КАК СПАСТИ СВОЕГО РЕБЕНКА, ЕСЛИ ПРОБЛЕМА УЖЕ ЕСТЬ?

 

1. Если вы узнали, что ребенок состоит в деструктивных группах в социальных сетях:

  • Организуйте доверительный разговор. Дайте ребенку понять, что вы не осудите его и не будете ругать. Выслушайте его, узнав все подробности. Сдержите слово.
  • Выясните, почему ему важно быть в деструктивном сообществе, что он от этого получает. Совместно найдите способ удовлетворения этой потребности более безопасными путями.
  • При необходимости обратитесь к специалисту.

2. Если вы узнали, что ребенок подвергается травле, вымогательству, ему пишет педофил:

  • Организуйте доверительный разговор. Пообещайте ребенку, что вы не осудите его и не будете ругать. Выслушайте его, узнав все подробности. Сдержите обещание, даже если услышанное вызовет у вас сильные эмоции. Если чувствуете, что выходите из себя – возьмите тайм-аут, уединитесь, вернитесь к разговору чуть позже.
  • Вместе обсудите конкретные шаги по выходу из этой ситуации, роль каждого из вас в ее разрешении. Если ситуация касается школьного коллектива – задействуйте руководство школы, в ряде случаев – правоохранительные органы. Удалите страницы ребенка в   социальных   сетях, на   которые   ведется   атака. Не поддавайтесь на шантаж и ни в коем случае не пересылайте деньги.

 

КУДА ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ НУЖНА ПОМОЩЬ?

 

Просить помощи у специалистов, если не справляетесь сами, – нормально. Вы можете:

1. Позвонить на горячие линии:

  • Горячая линия Центра защиты прав и интересов детей по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям): 8 (800) 555-89-81;
  • Телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8 (800) 2000-122;
  • Телефон доверия МВД по Республике Бурятия 8 (3012) 29-22-92;
  • Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09:00 до 18:00 по рабочим дням): 8-800-250-00-15;
  • Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия 8 (3012) 21-28-79;
  • Дежурная часть МВД по Республике Бурятия 8 (3012) 21-28-25;
  • Телефон доверия психологической помощи ГАУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер»: 8 (9021) 668311 (ежедневно, круглосуточно); 8 (924) 4567911 (в рабочие дни, с 8.00 до 19.00);
  • Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (09:00 до 17:00 ежедневно): 8 (3012) 69-31-55, 8 (9021) 69-55-29;
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ (пн-чт. 8:30 – 17:30, пт. 8:30 – 16:30): 8 (3012) 55-38-17;
  • Московская служба психологической помощи населению: 8 (499) 173-09-09;
  • Телефон неотложной психологической помощи (г. Москва): 051 — с городского телефона или 8 (495) 051 — с мобильного телефона;
  • Неотложная психологическая помощь Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы»: 8 (800) 250-11-91;

В ЭКСТРЕННОЙ СИТУАЦИИ:

  • экстренная медико-психологическая помощь: 8 (499) 791-20-50;
  • телефон горячей линии психологической помощи МЧС России: 8 (495) 989-50-50;
  • Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ: 8-800-200-19-10;

2. Обратиться к специалисту на сайте психологической помощи подросткам:

  • мырядом.онлайн 
  • ПомощьРядом.рф (pomoschryadom.ru) 
  • твоятерритория.онлайн 

3. Обратиться в организацию, которая специализируется на теме травли в школе: АНО БО «Журавлик» (программа «Травли NET»): 8 (963) 995 29 99, info@zhuravlik.org 

4. Обратиться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры). Ближайший к вам можно найти по ссылке: https://ovzrf.ru/navigator/

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАГЛЯДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

 

Информационно-методические материалы

 

Твоя психологическая безопасность (Памятка):

https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/6.-Tvoya-psihologicheskaya-bezopasnost- pamyatk-dlya-detej.pdf

Как защитить ребенка от интернет-рисков (Памятка):

https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/5.-Kak-zashhitit-detei-ot-internet-riskov- pamyatka-roditelyam.pdf

Родителям о психологической безопасности детей и подростков (Памятка): https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/4.Roditelyam-o-psihologicheskoj- bezopasnosti-detej-i-podrostkov-pamyatka.pdf

Применение медиативных и восстановительных технологий в сфере предупреждения деструктивных проявлений среди несовершеннолетних: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2021/05/Primenenie-mediativnyh-i-vosstanovitelnyh- tehnologij-v-sfere-preduprezhdeniya-destruktivnyh-proyavlenij-sredi- nesovershennoletni_compressed.pdf

Работа с родителями обучающихся образовательных  организаций по проведению профилактической деятельности с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению. Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций:    https://fcprc.ru/wp- content/uploads/2021/04/Rabota-s-roditelyami-obuchayushhihsya-obrazovatelnyh- organizatsij-po-provedeniyu-profilakticheskoj-deyatelnosti-s-nesovershennoletnimi- sklonnymi-k-suitsidalnomu-povedeniyu.pdf

Дополнительная общеразвивающая программа интерактивных занятий для детей, подростков и молодежи по вопросам ненасильственных методов разрешения споров и конфликтов «Курс юного переговорщика»: http://iac.dagminobr.ru/files//2021/kurs_young_pereg.pdf

Программа экстренной и пролонгированной психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: https://fcprc.ru/spec-value-of- life/metodicheskie-materialy-dlya-spetsialistov/

Профилактика интернет-рисков: методические рекомендации для педагогов и родителей: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/3-Razvitie-ustojchivosti-k- internet-riskam.pdf

Психологическая безопасность детей и подростков в образовательной среде: рекомендации для руководителей, педагогов, психологов образовательных организаций:

https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/1.-Metodicheskie-rekomendatsii-po- obespecheniyu-psihologicheskoj-bezopasnosti-obrazovatelnoj-sredy-dlya-rukovoditelej- OO.pdf

Информационно-методические материалы по профилактике криминализации образовательной сред: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2020/01/Profilaktika- kriminalizatsii-obrazovatelnoj-sredy_red.-2.pdf

Методические комплексы для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе программы развития социально-эмоциональных навыков учащихся: https://vbudushee.ru/library/psy_umk/

 

Интерактивные материалы, статьи и полезные ресурсы для родителей:

Наглядно-методическое пособие для родителей «Формула семьи»: https://fcprc.ru/materials-category/informatsionno-metodicheskie-materialy-dlya-roditelej/

Статья об осознанном родительстве: https://растимдетей.рф/articles/uchimsya-osoznannomu-roditelstvu

Видео про безопасность в интернете в рамках акции УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ: https://www.youtube.com/watch?v=W_XwekfKdnY ()

Блог «Лаборатории Касперского»: https://www.kaspersky.ru/blog/digital-literacy- for-everyone/9004/

Родительское онлайн-собрание «Пространство социальных сетей - без риска для детей» (Сценарий и презентация): https://fcprc.ru/spec-value-of- life/metodicheskie-materialy-dlya-spetsialistov/

 

Вебинары

Электронный каталог вебинаров для педагогов, психологов и родителей обучающихся «Психологическая безопасность и благополучие в семье, школе, социуме»: https://fcprc.ru/value-of-life/elektronnyj-katalog-vebinarov-dlya-pedagogov- psihologov-i-roditelej-obuchayushhihsya-psihologicheskaya-bezopasnost-i-blagopoluchie- v-seme-shkole-sotsiume/

«Особенности подросткового возраста с точки зрения психологии, социологии и этологии: подростковая девиантность»: https://fcprc.ru/webinars/osobennosti- podrostkovogo-vozrasta-s-tochki-zreniya-psihologii-sotsiologii-i-etologii-podrostkovaya- deviantnost/

«8 правил безопасного общения с подростками: как родителям реагировать на «трудное» поведение ребенка»: https://fcprc.ru/webinars/8-pravil-bezopasnogo-obshheniya-s-podrostkami-kak-roditelyam-reagirovat-na-trudnoe-povedenie-rebenka/

«Консультирование по вопросам детско-родительских отношений, девиантного поведения несовершеннолетних»: https://fcprc.ru/webinars/konsultirovanie-po-voprosam-detsko-roditelskih-otnoshenij-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-sostoyalos-29-aprelya-2020-g/

«Давай договоримся! Развиваем навыки конструктивного диалога»: https://www.youtube.com/watch?v=Rx1xPhVLWhI

«Ресурсы родителей»: https://fcprc.ru/webinars/resursy-roditelya/

«Психология зависимого поведения»: https://fcprc.ru/webinars/psihologiya-zavisimogo-povedeniya/

«Территория онлайн ‒ без стресса»: https://www.youtube.com/watch?v=t1P3z5jwj_U

 

Использованная литература:

 

  1. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций). — Ижевск: УдГУ, 2010. — 196 с.
  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  3. Карабанова   О.А.   Возрастная   психология.   Конспект    лекций / Издательство «Айрис-пресс», 2005 г. — 239 с. : табл.
  4. Протопопова Е.Г., Казенная Е.В. Нападения на учебные заведения: феномен «скулшутинг» и психологические аспекты безопасности образовательной среды // Образование личности / ред. Е.Г. Артамонова // АНО «ЦНПРО» — 2019. — №1. — C.12-19.
  5. Рыбакова Л.А., Бабынина Т.Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: Учебное пособие. — Казань: Бриг, 2015. — 199 с. : ил.
  6. Данные «Лаборатории интеллектуального анализа больших данных социальных медиа» ЦНТИ МФТИ и «Крибрум», разработчика платформы многофакторного мониторинга социальных медиа в режиме реального времени. — М.: АО «Крибрум», 2019. — 40 с.
  7. Основы кибербезопасности «Лаборатория Касперского» [Электронный ресурс]. - URL: https://csr.kaspersky.com/education/main.html (дата обращения 10.12.2021 г.).
  8. Материалы, представленные на круглом столе «Защита детей от интернет-контента, наносящего вред их психическому, физическому, духовному и нравственному здоровью», проходившем в Общественной палате Российской Федерации 11.06.2021 г.
  9. Материалы, представленные Н. Касперской на форуме «Цифровая гигиена. Молодежь в сети», проходившей 28.03.2019 г. на площадке пресс-центра МИА «Россия Сегодня».
  10. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М: МГППУ, 2018 г., [Электронный ресурс]. - URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения 10.10.2021 г.).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ФАКТЫ О ФЕЙКАХ

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Эти материалы помогут вам сориентироваться в том объеме информации, которая окружает каждого человека в современном мире. Уметь разбираться и проверять достоверность информации — одна из важных компетентностей, помогающих обеспечить психологическую безопасность и сохранить психическое здоровье.

Сегодня интернет — это не только «кладовая» по созданию, хранению, обмену и получению информации, различных знаний и умений. Несмотря на разнообразие полезной и интересной информации, существует опасность столкновения с различным рисками, к которым относится и ложная информация.

Стремительное развитие интернет-пространства привело к рождению такого понятия, как фейк. Это слово все чаще употребляется на телевидении, радио или просто в межличностном общении. Изначально термин применялся исключительно в отношении интернет-пространств, однако с каждым днем слово набирало популярность, пока не укоренилось во всех сферах жизни современного человека.

 

ЧТО ТАКОЕ ФЕЙК?

 

В самом общем смысле фейк — это любая недостоверная информация, размещенная в интернете. Фейк может быть намеренным и ненамеренным, полным или частичным. Фейковым может быть контент практически любого вида: новость, изображение, видеоролик и даже аккаунт в социальных сетях.

Фейки создаются и запускаются в оборот со следующими целями:

  • создание социальной напряженности;
  • дезинформация, предоставление заведомо ложных, сфабрикованных «фактов»;
  • мошенничество;
  • повышение трафика в социальных сетях и/или сайтах;
  • продвижение товаров и услуг, «накрутка» рейтинга.

 

ВИДЫ ФЕЙКОВ:

 

1. ЧАСТИЧНЫЙ: БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЖЁЛТАЯ НОВОСТЬ.

 

Новостные сайты  и социальные сети заполняются новостями про события в мире шоу-бизнеса, «высшего света», преступления, события и происшествия, вызывающие глубокий эмоциональный отклик в сознании людей. Подобные новости не всегда фактически неверны, но по сути подменяют новостную повестку и картину дня для массового пользователя.

 

2. ФАЛЬШИВКА, ДЕЗИНФОРМАЦИЯ: АБСОЛЮТНО ЛОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ.

 

Даже разоблаченный фейк или очевидная фальшивка могут тиражироваться в интернете несколько дней и бурно обсуждаться в социальных сетях.

 

3. ВБРОСЫ НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНЫХ ФАКТОВ.

 

  • Добавление фальсифицированных деталей, обстоятельств, выводов к реальным новостным поводам. Как правило, производится для пропаганды своих идей и запуска бурного обсуждения, в их основе лежит эмоциональное давление.
  • По сравнению с обычными новостями фейк распространяется гораздо быстрее благодаря вбросам. При этом среднее время жизни фейка значительно меньше — в среднем, фейк «живет» 3-4 дня.
  • Довольно легко создать сайт, изображающий интернет-СМИ, наполняемый автоматически новостями по определенной теме, которые автоматически собираются с других сайтов. Такое квази-СМИ относительно нетрудно зарегистрировать в «Яндекс.Новостях» и других новостных агрегаторах, и даже зарегистрировать как СМИ в Роскомнадзоре. На этом квази-СМИ можно даже создать посещаемость различными               методами накрутки, продвинуть его в поисковиках и т.п.
  • Подобные квази-СМИ распознаются по минимальному присутствию своих собственных авторских материалов, а чаще всего на 100% состоят из новостей, автоматически собранных из иных источников.

 

 4. РАЗОВЫЕ СТРАНИЦЫ.

 

  • Часто для разовых вбросов используются не постоянно работающие квази-СМИ, а одноразовые сайты, состоящие из нескольких страничек, но имеющие вид страницы СМИ, аналитического издания. Ссылки на  такую      публикацию даются из социальных сетей — тематических групп или страниц, специально созданных для имитации «канала» данного несуществующего СМИ. Здесь используется простое соображение, что глубже одной ссылки массовый читатель всё равно не будет погружаться.
  • Разовые страницы распознаются с помощью сервисов вида whoisinform.ru, помогающих установить время создания страницы, его владельцев (или факт сокрытия владельцев).

 

5. ИМИТАЦИЯ ИЗВЕСТНЫХ СМИ.

 

Довольно часто эти одноразовые страницы для вброса имитируют известные читателю СМИ, оформляются в дизайне, содержат логотипы новостных и аналитических сервисов («Ведомостей», «CNN» и т.п.). Зачастую такие вбросы специально делают трансграничными —  первый вброс делается за рубежом, на иностранном хостинге, по-английски, в дизайне известного западного СМИ, для придания большей достоверности в глазах отечественного читателя.

КАК РАСПОЗНАТЬ ФЕЙКОВЫЙ АККАУНТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ?

 

Существуют критерии, которые могут в этом помочь:

  • Профиль не заполнен вовсе или заполнен частично, лишен индивидуальных черт.
  • Отсутствуют фотографии или присутствуют в незначительном количестве. Фотографии не отображают личность человека и не дают о нем сколь-нибудь четкого  представления.
  • Профиль заполнен от заведомо выдуманного, несуществующего персонажа (например, от имени героя фильмов).
  • На «стене» преобладают репосты, не связанные единством тем и источников, по сути — это спам.

 

КАК РАСПОЗНАТЬ ФЕЙКОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ?

 

1. Проверьте уникальность изображения.

  • Для этого скопируйте ссылку на изображение, перейдите на страницы поиска изображений в популярных поисковиках (https://yandex.ru/images/ и https://www.google.ru/imghp) и, выбрав опцию «Поиск по картинке», укажите адрес проверяемого изображения. В браузере Google Chrome эта возможность встроена изначально — при клике правой кнопкой мыши по изображению предлагается вариант «Найти картинку в Google».
  • Изучите результаты поиска, в которых будут как дубликаты проверяемого изображения, так и похожие на него картинки – таким образом можно проследить, было ли изображение модифицировано (проще говоря, дорисовано ли на нем).

2. Проверьте даты публикаций дубликатов.

Если проверяемое изображение подается как свежее и иллюстрирует какую-либо новость (особенно скандальную), а дубликаты были опубликованы значительно ранее, то изображение фейковое. А если изображение было новостным поводом, то фейком является и сама новость.

 

КАК РАСПОЗНАТЬ ФЕЙКОВУЮ НОВОСТЬ?

 

  • Читать дальше заголовка. Нередко сама новость практически никак не связана с громким заголовком, единственная цель которого – увеличить посещаемость.
  • Изучите историю новости. Есть ли у нее первоисточник? Ссылается ли прочитанная вами новость на какие-либо иные источники? Подтверждается ли приведенная информация из иных независимых источников?
  • Есть ли у информации, приведенной в новости, персонифицируемый источник, или она подается анонимно, абстрактно (например, «большинство наших читателей считает...», «как заявляют многие ученые...»)? Если у информации источник есть, то насколько он компетентен именно в той области, которой посвящена статья (например, мнение генерала спецназа о развитии экономики вряд ли может считаться экспертным)?
  • Если один и тот же новостной повод «обрушился» на вас из множества источников сразу, тем более, в однообразной подаче, то речь идет о вбросе фейка.
  • В случае сомнений подвергайте информацию критическому анализу: какой может быть цель ее опубликования? Какой реакции на нее ждут   от   вас   лично? Кому и зачем может быть нужно вызывание именно такой массовой реакции?

 

ЦЕЛИ ФЕЙКОВОГО КОНТЕНТА

Есть несколько целей, которые преследуют создатели фейкового контента. Следует рассмотреть самые распространенные из них:

  • намеренная дезинформация пользователей о каких-либо фактах событиях для так называемого хайпа — привлечения внимания в целях зарабатывания денег;
  • формирование у потребителя информации определенного взгляда на вещи;
  • проведение мошеннических и жульнических операций;
  • открытое оскорбление определенных лиц;
  • агитация;
  • троллинг (чаще   всего   фейк   в   таких   случаях   создается   для   развлечения и самоутверждения путем участия в спорах, дискуссиях);
  • реклама    определенного    продукта    или    обход    лимитов    для    спама (ведь в большинстве социальных сетей действуют ограничения на добавление друзей и рассылку писем);
  • желание сохранить анонимность и конфиденциальность, «не светить» личной информацией;
  • личные мотивы (например, желание закомплексованного пользователя иметь двойника, который отличается другим имиджем).

 

Большую опасность в последнее время представляет появление в интернете фейковой информации, направленной на вовлечение несовершеннолетних в совершение противозаконных, противоправных проявлений, к участию в различного рода несанкционированных действиях. Схема действия деструктивных групп проста: выброс недостоверной, часто «шокирующей» информации, нагнетание негатива путем добавления новостей, подтверждающих фейковую информацию, поиск «виновных» в случившемся и, как итог, призыв к активным действиям (участие в митингах, демонстрациях, акциях протеста).

 

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

В сложившейся ситуации родителям важно проводить профилактическую работу в двух направлениях:

  1. Обучать детей навыкам и компетенциям в сфере формирования цифровой гигиены, безопасного использования интернет- пространства, распознавания опасного контента, фейковой информации.
  2. Проводить беседы / мероприятия в целях правового просвещения и воспитания детей, направленное на осознание не только прав, но и обязанностей по отношению к себе и окружающим, своему здоровью и безопасности в онлайн-пространстве.