Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина: «Бурятия уверенно идёт по пути серьёзного реформирования системы образования»

11.04.2017

В 2017 году Бурятия выиграла грант в конкурсе, проведённого в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2016-2020 годы по мероприятию 3.2  «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей». 

Это означает, что на развитие творческих способностей детей федеральный бюджет направит в Бурятию 32 миллиона рублей. На эти средства семьи получат образовательный сертификат, который они смогут использовать на бесплатное обучение ребёнка  в спортивных секциях, кружках художественного и технического творчества, либо театральных и хореографических студиях.

Как и когда это произойдёт, рассказывает директор Института развития образования Высшей школы экономики (г.Москва) Ирина Всеволодовна Абанкина.

- Ирина Всеволодовна, что такое образовательный сертификат, что он даст родителям и прежде всего детям?

-  Мы сегодня замечаем, что по многим регионам поддержка дополнительного образования за счёт бюджета осуществляется. Но зачастую кружки, которые предлагаются в учреждениях дополнительного образования, не пользуются спросом со стороны родителей, и нередко родители их выбирают потому, что нет денег заплатить за те, которые хотелось бы. 

Поэтому была задача как-то эту проблему решить и  направить  деньги вслед за выбором семей, за выбором самих обучающихся, и при этом понимать, что в дополнительном образовании, которое ориентировано, прежде всего, на личностное развитие, и профессиональное самоопределение,  у ребёнка полное право пробовать, менять для себя занятие. Не обязательно ходить в один и тот же кружок.  И эта возможность выбора, смены видов занятий сочетается с моделью финансовой и связана с тем, что мы вслед за учеником пытаемся направить деньги.  Тому учреждению, где он занимался,  и возмещаются затраты.  Совершенно неважно, было ли он муниципальным, государственным или  даже частным учреждением.

Важно, чтобы это были достаточно  уверенные образовательные организации, с репутацией, где можно оценить  качество услуг. И прозрачность для таких организаций – один из важных факторов, чтобы передать им бюджетные средства.

- То есть частные организации также имеют право участвовать в программе?

- Негосударственный сектор тоже должен принять участие в развитии дополнительного образования. Им есть смысл выйти из тени, получить лицензию, стать прозрачными, подтвердить своё качество и снизить тот риск, когда работают без лицензий и предлагают  программы, которые могут нести в себе угрозу и даже вред. Рискованные однодневки в работе с детьми недопустимы. Они не стараются получить лицензию, потому что работают у них, как правило, всё-таки не педагоги. И на лицо рассогласование.

- По какому принципу производился отбор пилотных регионов?

- Во-первых,  ФЗ-313 от 3.07.2016 года были внесены изменения в федеральный закон «Об образовании», которые обеспечивали равный доступ к бюджетному финансированию как государственного, так и негосударственного сектора.  Во-вторых, в рамках ФЦПРО в соответствии с мероприятиями 3.2  регионам было предложено на конкурсной основе  участвовать в программе апробации, пилотирования тех самых персонифицированных форм финансирования, поддержке выбора семей, движения вслед за семьями учащихся. В прошлом году выиграло 7 регионов: Вологодская, Тульская, Астраханская области, Пермский край, Республика Саха (Якутия), Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ. Эти регионы начали апробировать модели персонифицированного учёта и обязательный переход на нормативно-подушевое финансирование.

В этом году были выбраны дополнительно два региона:  Бурятия и Тюменская область.  Конкурс был очень высокий – заявок было 33.  Поэтому для Бурятии это, безусловно, выигрыш в соответствии с её заявкой, которая была представлена. В этом конкурсе упор делается на соединении возможностей. Это те регионы, которые начинают уделять большое внимание техническому  творчеству научной направленности, создают технопарки.  Я знаю, что и Бурятия планирует в следующем году открыть технопарк для детей, для того, чтобы в ответ на современные вызовы создать условия для занятий самыми современными видами образования: и робототехника, и авиамоделирование, и естественно-научные дисциплины, пользующиеся спросом.

- 32 миллиона рублей на дополнительное образование – сумма значительная. На что ещё, кроме оплаты занятий, будут направлены средства?

- В рамках гранта, который выигран, уже в этом году нужно оснастить учреждения дополнительного образования современным оборудованием, сделать программы привлекательными, провести повышение квалификаций. Это то, что можно осуществить за счёт федерального гранта. Республика обязуется вложить  свои бюджетные средства и выполнить ряд обязательств – перейти на нормативно-подушевое финансирование и начать апробировать систему сертификатов.

В чем эта суть?  В том, что  семьям, что бы они ни выбрали в государственном, муниципальном или частном секторе, занятия оплачивает бюджет. Только после того, как этот выбор совершён, и дети начали там заниматься. В этом смысле там, где кружки не пользуются спросом, они не будут профинансированы в отличие от тех, которые выберут сами семьи.

Очень хотелось бы подчеркнуть: деньги в руки семьям никто давать не собирается. Эти деньги нельзя истратить ни на репетиторов, ни тем более на другие цели. Деньги ровно на дополнительные занятия детей. И получают бюджетные деньги те организации, которые реализуют образовательные программы. В этом смысле здесь мы пытаемся максимально предотвратить любые случаи обналичивания, использования средств нецелевым образом. И получают они их не заранее, когда нам ещё неизвестно, придут ли туда дети, а после того, как их выбрали,  и ребята пришли туда заниматься.

Право свободного выбора семьи, право перехода из одного кружка в другой должно быть разъяснено родителям.

Хочется подчеркнуть, что расходы возмещаются в пределах норматива. Норматив расчётный, и в любом случае с 2016 года все регионы во всех отраслях социальной сферы должны перейти на подушевое финансирование, и расчёт норматива  основан на учёте всего комплекса расходований. 

- Как введение нового образовательного стандарта отразится на педагогах дополнительного образования, на оплате их труда?

- Очень большая ответственность на руководителях, которые должны в течение года обеспечить нагрузку педагогов, наполняемость в соответствии с требованиями. Расчёт основывается на Приказе №1601 от 22 декабря 2014 года, который устанавливает норму часов для педагогов, в том числе дополнительного образования.  Мы знаем, что введение профессионального стандарта отложено до 2019 года, и здесь действительно есть задача обеспечить нагрузку педагогов в соответствии с субсидией, которую получает образовательная   организация, реализующая эти программы. Объём средств определяется муниципалитетом, о сокращении никто не говорит. Поэтому мы считаем, что соревновательность за качество быть интересными ведёт к повышению качества дополнительного образования. Потому что нередко из года в год предлагаются одни и те же кружки, которые совсем не пользуются популярностью.

Но вы совершенно правы в том, что обеспечение занятости педагогов,  выполнения указов президента в отношении оплаты труда педагогов именно дополнительного образования остаётся важной, серьёзной задачей и для региональных, и для муниципальных органов власти. В первую очередь для руководителя образовательной организации, который, получая государственное или муниципальное задание, субсидию на дополнительное образование, организуя в дополнительном образовании в том числе и платные услуги, может сбалансировать план финансово-хозяйственной деятельности своей организации и обеспечить оплату труда, загрузку педагогов в течение учебного года.

- С какого возраста дети могут воспользоваться данным сертификатом?

- Это надо определять в каждом регионе. Общая граница, заданная концепцией развития дополнительного образования, от 5 до 18 лет. Напомню, программа находится на этапе апробации, Бурятия - это пилотный регион. Главное, отработать модель, построить диалог с родителями, выяснить, как лучше распорядиться такими возможностями, кого поддержать в первую очередь. Тут для нас очень важно, чтобы  были соблюдены принципы справедливости и прозрачности. Перед нами остаётся обязательство и перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, для которых дополнительное образование играет гораздо более  серьёзную роль в их развитии и коррекции состояния, потому что иногда программу основного образования освоить достаточно сложно. Кроме этого, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, многодетным семьям  тоже нелегко оплачивать дополнительное образование. Поэтому они имеют здесь преимущественное право. Но всё это решать регионам и муниципалитетам, потому что есть отдельные программы поддержки талантливых детей. Это тоже стоит учитывать. Это тот вопрос, который надо обсуждать, который не имеет одного ответа.

- Кто в Бурятии станет координатором данного проекта? И когда начнётся его реализация ?

- Проект сопряжен с созданием модельного центра, и модельным выбран  ресурсный центр дополнительного образования «Созвездие». Это организатор, куратор этого направления в целом и региональный оператор, который должен наладить эту работу. Здесь несколько взаимосвязанных направлений работы. К примеру, разъяснительная работа с родителями. Но разъяснять родителям можно после того, как рабочая группа определится со всеми параметрами - кто имеет право получать возмещение расходов, как организовать перечень и сделать доступным его для семьи, что будем семьям предлагать. Когда определились,  уже к сентябрю нужно выйти на какое-то решение.

Ну и для финансистов немало работы, потому что надо провести все расчёты вместе с руководителями, органами управления для того, чтобы это не был просто технический обсчёт, а действительно достигнуто понимание, насколько дороже техническое или художественное направление по сравнению с базовой стоимостью.

- В этом году из 33 заявок на конкурс победу одержали лишь два региона – Бурятия и Тюменская область. В связи с этим хотелось бы узнать, как вы оцениваете опыт Бурятии в сфере развития дополнительного образования?

- Бурятия – это один из удивительных регионов, который на протяжении последних 10-15 лет очень уверенно идёт по пути глубокого и серьёзного реформирования системы образования.  Бурятия была одним из участников комплексного проекта модернизации образования. Республика много делала в этом направлении, уделяя очень большое внимание содержанию образования. Здесь выигрыш Бурятии, действительно, не случаен, потому что большое внимание уделяется развитию образования в ответ на современные вызовы так, чтобы оно не законсервировалось только в натаскивании на знания по предметам, а так, чтобы оно создавало пространство для развития ребят. И заявка Бурятии была очень серьёзной и подана комплексно. Главное, как мне кажется, там было подчёркнуто, что, несмотря на федеральную помощь и солидное финансирование, республика сама включается в  софинансирование этих проектов, понимая, что сегодня необходимы и современное оснащение, и  грамотные педагоги. Было продемонстрировано именно партнёрство.

Часть заявок были, может быть, и интересные, но этого партнёрства недоставало. Они в основном рассчитывали на деньги федерального бюджета, не предлагая  своих собственных усилий, которые сумела продемонстрировать Бурятия.

- В чём миссия дополнительного образования? Можно ли сказать, что образовательный сертификат на дополнительное образование  является инструментом социальной политики государства?

- Абсолютно.  Образовательный сертификат - это инструмент, поддерживающий выбор семей, их заинтересованность в дополнительном образовании. Это то, что будет способствовать и развитию ребёнка, и формированию его интересов и его вовлечённость в дополнительное образование.

В дополнительном образовании в отличие от школы – это личностное становление и развитие. Это выбор профессии, это развитие творческих, спортивных способностей. Развитие творческого начала позволяет сформировать и креативный потенциал, и его умение решать нестандартные задачи, применять творческие подходы к тому, чтобы реализовать потенциал, а не только как в школе продемонстрировать освоение программы по предметам, которая поставлена во главу угла.