В Улан-Удэ прошла Августовская конференция педагогических работников

28.08.2015
27 августа 2015 года состоялась Республиканская августовская конференция работников образования «Состояние и эффективность изменений системы образования Республики Бурятии». Всего в работе конференции приняло участие более 600 человек, в том числе работники образования Республики Бурятия и г.Улан-Удэ, представители органов государственной власти, депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, главы муниципальных образований, ветераны педагогического труда, представители бизнес - сообщества, различных общественных организаций Республики Бурятия.

В прошедшей конференции впервые пристальное внимание было обращено на дополнительное образование, была отведена отдельная секция, до этого доп.образование обсуждалось в концепции с общим или дошкольным образованием. Модератором секции выступил министр образования и науки РБ Алдар Дамдинов и лично пожелал принять участие в работе секции директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Александр Страдзе.

Собравшиеся заслушали доклады, касающиеся патриотического воспитания среди детей и молодежи РБ, обсудили программы и проекты, реализованные во взаимодействии органов муниципальной власти с образовательными учреждениями, профилактику наркомании и наркопреступности в системе дополнительного образования.

На начавшемся после обеда пленарном заседании министр образования и науки РБ Алдар Дамдинов отметил, что в системе дополнительного образования Бурятии функционирует 179 учреждений, где занятость детей составляет 54%. Мониторинг в разрезе районов показал, что низкий охват в Иволгинском, Тарбагатайском, Джидинском, Хоринском районах. А ведь в  соответствии с Указом Президента РФ мы должны к 2020 году довести до 75 %. 

На сегодняшний день утверждена Концепция на республиканском уровне. Министерство начинает работу по изменению содержания программ дополнительного образования, которая должна отразиться на реструктуризации сети. В республике будут созданы опорные многопрофильные организации, в которых сконцентрируется ресурсная база с учетом интересов современных школьников к техническим видам творчества, биотехнологиям, экологии.

В своем выступлении Александр Страдзе отметил, что в Бурятии присутствует устойчивый рост численности детей, занимающихся в системе ДОД: с 72,5 тыс. детей в 2012 г. до 89 тыс. в 2014 г. Также, в республике за 2 года вырос процент охвата детей, проживающих в сельской местности  с 26,4 тыс. детей до 30,1 тыс. детей – то есть на 14 %, тогда как количество детей, занимающихся в сельской местности в целом по России выросло на 10,6 %, а общий рост занимающихся в Республике находится на уровне 22,7 %. Вопрос равных условий для детей из села и города является одним из приоритетов регионов в ближайшие годы. Этому вопросу, в частности, доступности дополнительного образования в сельской местности, уже посвящен ряд поручений Президента Российской Федерации.

Что же касается педагогов дополнительного образования, Александр Страдзе пояснил, что с целью привлечения в систему дополнительного образования молодых специалистов с 1 сентября 2015 года в ГБОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж» открывается обучение по специальности «Педагогика дополнительного образования» со сроком обучения 4 года на базе 9 классов.

Министерством образования и науки РФ разрабатывается стандарт дополнительного образования. Согласно Указу Правительства РФ №599, 50% средств, выделяемых на доп. образование, должны быть профинансированы из средств федерального бюджета и на сегодняшний день разрабатываются нормативы подушевого финансирования системы доп. образования. Это даст возможность решить некоторые материально-технические проблемы системы доп. образования страны. Отмечено, что содержание программ доп. образования детей должно быть актуальным, интересным как для самих детей, так и для социума, а педагоги системы доп. образования должны уделять самое серьезное внимание повышению собственной квалификации. При этом Александр Страдзе подчеркнул, что для повышения доступности и  качества доп. образования детей возможно использование потенциала и частных образовательных учреждений в реализации программ доп. образования. Было предложено объединить системы дополнительного и высшего образования, особенно в условиях недостаточного финансирования и слабого материально-технического обеспечения учреждений доп. образования детей.

В качестве предложений по улучшению эффективности в сфере ДОД в проект  рекомендаций вошли:

- повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, обучение педагогов деятельностному подходу, в частности, организация новых форм учебной деятельности обучающихся; стимулирование  профессиональной кооперации учителей, методистов и  школьных администраторов  для достижения результатов в соответствии с новым ФГОС;

- сетевое взаимодействие школ с организациями дополнительного образования детей по обеспечению внеурочной занятости детей в рамках образовательных округов;

- расчет потребности в  финансировании для обеспечения 100% внеурочной занятости детей и создать условия как в школах, так и в центрах допобразования за счет средств муниципального бюджета и платных образовательных услуг;

- повышение охвата детей дополнительным образованием согласно показателям «дорожной карты»;

- формирование нормативно-правовых условий, обеспечивающих модернизацию дополнительного образования;

- разработка плана мероприятий  по реализации Концепции развития дополнительного образования детей  в Республике Бурятия,

- развитие механизмов нормативного подушевого финансирования на основе государственного (муниципального) задания,

- совершенствование системы учета охвата детей дополнительным образованием,

- развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей