В Улан-Удэ прошла Августовская конференция педагогических работников
В прошедшей конференции впервые пристальное внимание было обращено на дополнительное образование, была отведена отдельная секция, до этого доп.образование обсуждалось в концепции с общим или дошкольным образованием. Модератором секции выступил министр образования и науки РБ Алдар Дамдинов и лично пожелал принять участие в работе секции директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Александр Страдзе.
Собравшиеся заслушали доклады, касающиеся патриотического воспитания среди детей и молодежи РБ, обсудили программы и проекты, реализованные во взаимодействии органов муниципальной власти с образовательными учреждениями, профилактику наркомании и наркопреступности в системе дополнительного образования.
На начавшемся после обеда пленарном заседании министр образования и науки РБ Алдар Дамдинов отметил, что в системе дополнительного образования Бурятии функционирует 179 учреждений, где занятость детей составляет 54%. Мониторинг в разрезе районов показал, что низкий охват в Иволгинском, Тарбагатайском, Джидинском, Хоринском районах. А ведь в соответствии с Указом Президента РФ мы должны к 2020 году довести до 75 %.
На сегодняшний день утверждена Концепция на республиканском уровне. Министерство начинает работу по изменению содержания программ дополнительного образования, которая должна отразиться на реструктуризации сети. В республике будут созданы опорные многопрофильные организации, в которых сконцентрируется ресурсная база с учетом интересов современных школьников к техническим видам творчества, биотехнологиям, экологии.
В своем выступлении Александр Страдзе отметил, что в Бурятии присутствует устойчивый рост численности детей, занимающихся в системе ДОД: с 72,5 тыс. детей в 2012 г. до 89 тыс. в 2014 г. Также, в республике за 2 года вырос процент охвата детей, проживающих в сельской местности с 26,4 тыс. детей до 30,1 тыс. детей – то есть на 14 %, тогда как количество детей, занимающихся в сельской местности в целом по России выросло на 10,6 %, а общий рост занимающихся в Республике находится на уровне 22,7 %. Вопрос равных условий для детей из села и города является одним из приоритетов регионов в ближайшие годы. Этому вопросу, в частности, доступности дополнительного образования в сельской местности, уже посвящен ряд поручений Президента Российской Федерации.
Что же касается педагогов дополнительного образования, Александр Страдзе пояснил, что с целью привлечения в систему дополнительного образования молодых специалистов с 1 сентября 2015 года в ГБОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж» открывается обучение по специальности «Педагогика дополнительного образования» со сроком обучения 4 года на базе 9 классов.
Министерством образования и науки РФ разрабатывается стандарт дополнительного образования. Согласно Указу Правительства РФ №599, 50% средств, выделяемых на доп. образование, должны быть профинансированы из средств федерального бюджета и на сегодняшний день разрабатываются нормативы подушевого финансирования системы доп. образования. Это даст возможность решить некоторые материально-технические проблемы системы доп. образования страны. Отмечено, что содержание программ доп. образования детей должно быть актуальным, интересным как для самих детей, так и для социума, а педагоги системы доп. образования должны уделять самое серьезное внимание повышению собственной квалификации. При этом Александр Страдзе подчеркнул, что для повышения доступности и качества доп. образования детей возможно использование потенциала и частных образовательных учреждений в реализации программ доп. образования. Было предложено объединить системы дополнительного и высшего образования, особенно в условиях недостаточного финансирования и слабого материально-технического обеспечения учреждений доп. образования детей.
В качестве предложений по улучшению эффективности в сфере ДОД в проект рекомендаций вошли:
- повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, обучение педагогов деятельностному подходу, в частности, организация новых форм учебной деятельности обучающихся; стимулирование профессиональной кооперации учителей, методистов и школьных администраторов для достижения результатов в соответствии с новым ФГОС;
- сетевое взаимодействие школ с организациями дополнительного образования детей по обеспечению внеурочной занятости детей в рамках образовательных округов;
- расчет потребности в финансировании для обеспечения 100% внеурочной занятости детей и создать условия как в школах, так и в центрах допобразования за счет средств муниципального бюджета и платных образовательных услуг;
- повышение охвата детей дополнительным образованием согласно показателям «дорожной карты»;
- формирование нормативно-правовых условий, обеспечивающих модернизацию дополнительного образования;
- разработка плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия,
- развитие механизмов нормативного подушевого финансирования на основе государственного (муниципального) задания,
- совершенствование системы учета охвата детей дополнительным образованием,
- развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей